В 1868 году отец Александр Милославов – священник Лядской церкви Преображения Господня открыл у себя на дому небольшую школу и сам преподавал в ней.

Сход крестьян Бобровской волости приговором от 13 июля 1869 года постановил открыть начальные школы в сёлах Боброво и Ляды. Они содержались за счёт волости. Средств на содержание выделялось очень мало по случаю бедности местного населения. Отдельного помещения для занятий не было. Не хватало мебели, учебной литературы и наглядных пособий.

В 1871 году Лядское земство при содействии Лядского помещика Члена Государственного совета генерал-адъютанта А.И. Веригина обратилось в Министерство народного просвещения Санкт-Петербургской губернии с просьбой выделить деньги для строительства в Лядах народного училища.

11 ноября 1871 года в Бобровскую волость выехал инспектор народных училищ Дмитрий Орлов. Посетив начальные школы в сёлах Боброво и Ляды, ознакомившись на местах с обстановкой и ходом учебного процесса Орлов пришёл к выводу что «открытие в селе Ляды двухклассного народного училища полагал бы не только полезным, но и крайне необходимым». О чём и сообщил в своём отчёте 16 ноября 1871 года управляющему Санкт-Петербургским учебным округом.

Деньги были выделены и строительство училищного дома началось. Комиссию по постройке дома возглавил хозяин поместья в селе Ляды А.И. Веригин. 6 января 1873 года было отслужено молебствие и освящено здание Лядского двухклассного училища. Комиссия по приёмке училищного дома отметила, что «материал, употреблённый в постройку весьма хорошего достоинства, работы произведены добросовестно, прочно, правильно и согласно плану и чертежам. Внутренняя отделка, кроме прочности и изяществу своему не оставляет желать ничего лучшего».

Срок обучения в училище 5 лет. 3 года – первая ступень и 2 года – вторая ступень. Выпускники, прошедшие полный курс обучения, могли продолжить своё образование в педагогической семинарии и сельскохозяйственной школе в Луге или Гатчине. В Лядах появились свои специалисты в образовании и сельском хозяйстве.


После революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны работа училища прекратилась. Но уже 14 января 1920 года состоялось заседание Ревкома Лядской волости, на котором стоял вопрос о выделении члена Ревкома для организации отдела народного образования в селе Ляды. Организовать отдел поручили Исакову Ивану. Там же поставили вопрос о ремонте Лядской народной школы.


Заведующим волостным отделом народного образования был выбран Денисов Илья. Школу I ступени (нач.школа) открыли 31 января 1921 года. А 1 марта 1921 года на заседании волостного комитета состоялось утверждение волостной учительской группы, чтобы в первую очередь в Лядах открыть школу II ступени. С осени 1921 года Лядская школа начала занятия как школа II ступени (5 лет обучения).

По новому административному делению в 1927 году с. Ляды стало районным центром. Образовался Лядский район. Образованию в районе уделялось довольно большое внимание.

Бюджет на 1928-29 год по Лядскому району. Расходная часть

До 1934 года школа в Лядах была семилетней, а с 1934 года школа стала средней, Лядская средняя школа крестьянской молодёжи (ШКМ).

В начале 30-х годов было построено новое большое двухэтажное здание школы со светлыми просторными классами. Здесь учились дети с 5-го по 10 класс. Двухэтажное здание начальной школы находилось на берегу р. Сядмерки, недалеко от места, где располагалось здание народного училища. Его тоже использовали по назначению, в нём открыли Дом Учителя.

Средняя школа в селе Ляды была единственной средней школой в районе. Было ещё 5 семилеток: Музоверская, Лосицкая, Заянская, Ореховенская, Язвенская и 61 начальная школа. Первым директором школы был Глазков Иван Андреевич.

В 1934 году Лядская ШКМ была занесена в список образцовых школ Ленинградской области. По результатам работы в 1934-35 учебном году школу занесли на районную Красную доску.

В решении Районного отдела народного образования сказано так: «Школа добилась высокой успеваемости учащихся. Процент успеваемости 96,5%. Хорошо развёрнута методическая работа с массовыми школами. Хорошо поставлена работа ДСУ и пионерорганизации». На протяжении всего довоенного периода в районе образованию уделялось довольно большое внимание. Уже в 1931 году школами I ступени (4 года обучения) были охвачены все дети, а в 1932 году завершён охват всех детей 5-ти летним образованием.

В годы Великой Отечественной войны здание школы сгорело.

В феврале 1944 года село Ляды и Лядский район были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. А летом 1944 года в Ляды из эвакуации вернулась Филиппова Анна Васильевна.Ей было поручено восстанавливать школу. 

 Шла война, кругом разруха, мужчины на фронте. Но работа по восстановлению школы началась. Перевезли из деревни Дворец уцелевший дом, поставили, прирубили широкий коридор. К осени стали появляться учителя, и Лядская школа начала занятия 1 октября 1944 года.

Занятия проводились в 2 смены. Сначала было только 7 классов. Книг и тетрадей не было, чернил тоже. Писали углём на газетной бумаге. Учителя и ученики разбирали блиндажи и разбитые бомбёжкой здания, носили к школе, этим и топили печи. Учителя жили здесь же в классах, спали на столах.

Во внеурочное время ученики вместе с учителями облагораживали районный центр, сажали деревья. До сих пор сохранилась берёзовая аллея вдоль дороги, которая начиналась при въезде в посёлок. На заседаниях исполкома Лядского района составлялись планы проведения воскресников по подготовке школ к новому учебному году. В 1951 году, например, в таком воскреснике по району приняло участие 992 человека. Количество учащихся, посещающих школу, было довольно большим. Остро стоял вопрос постройки нового школьного здания.

На заседании Лядского райисполкома 3.07.1951 года было принято решение о строительстве школы. В 1953 году новое здание школы вступило в строй. Здесь размещались классы с 5 по 10. Здание начальной школы располагалось отдельно.

В 1950 году в школу приехала работать учителем русского языка и литературы Захарова Ада Константиновна. Под её руководством в течение более 20 лет работал драматический кружок, в котором ученики имели возможность разносторонне проявить себя. Сами писали сценарии, шили костюмы и готовили декорации. Выступали со спектаклями и в школе, и на сцене Лядского ДК и деревенских клубов.


Уникальным, очень разносторонним и увлечённым человеком был Ткачёв Георгий Васильевич. Он прибыл в школу в 1945 году, вёл уроки русского языка, рисования и увлекался техническим творчеством. В школе под его руководством плодотворно работал кружок технического творчества, где ребята занимались созданием различных моделей. Работы кружковцев неоднократно участвовали в районных и областных конкурсах и занимали призовые места.

В 1964 году кружковцами на реке Плюссе была построена плотина и мини-гидроэлектростанция, которая дала электрический ток в здание школы. 

В 70-е – 80-е годы Георгий Васильевич с ребятами занимались разработкой различных моделей картофелекопалки и картофелеуборочного комбайна. Работы были представлены на ВДНХ.

О работе кружка и о Лядской школе неоднократно писали: газета «Пионерская правда», журнал «Юный техник», Лядам, школе и её воспитанникам посвящён рассказ «Сердца и моторы» в книге Владимира Арро «Весёлая дорога». В 60-е-70-е годы школа жила очень интересной и плодотворной жизнью. Активно велась кружковая работа по предметам.


На базе школьной производственной бригады по инициативе учащихся был создан стройотряд, куда вошли ученики 7-х — 9-х классов. Ребята трудились на строительстве скотных дворов в деревнях Дряжно, Новоселье, Котоши наравне со взрослыми. Опять же по инициативе старшеклассников был создан отряд «Вожатёнок», в который вошли комсомольцы-старшеклассники, они были вожатыми в пионерских классах.

У отряда была своя форма, девиз, отрядная песня и организация многих интересных дел: отрядные и дружинные сборы у костра, тематические вечера отдыха, походы, экскурсии, слёты, тимуровская работа. Велась большая военно-патриотическая работа: встречи с ветеранами – земляками, с родственниками солдат, погибших при освобождении посёлка, сбор материала о земляках, не вернувшихся с полей сражений.

 

Школа жила насыщенной, активной, интересной жизнью и неудивительно, что из её стен выходили творческие личности. Среди них Спиридонова Надежда – ныне писательница Васильева Надежда Борисовна.

Её перу принадлежат книги «Живой души потёмки», «Судите сами», «Под созвездием Кассиопея». Очерки, повести и рассказы Надежды Борисовны печатались в журнале «Север», в сборниках «Зорька», «Встречи», в журналах «Карелия» и «Кипиня» — на финском языке. Является членом Союза российских писателей.

Лядская школа всегда сохраняла традиции, заложенные в первые годы её образования. В школе было поставлено самоуправление. Каждый год проходили выборы президента школьного парламента, коллективное планирование школьных дел, научно-практические конференции.

И сегодня ученики школы участвуют во всех районных, многих областных мероприятиях, занимают призовые места. Школа по-прежнему остаётся основным центром духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения, играет важную роль в культурной и просветительской деятельности на селе.

(Подготовлено по материалам  Елены Николаевны Цубера, ученицы 8 класса, 2000-е годы)